2025, Т. 4, № 2
PDFНа страницах журнала мы не впервые обращаемся к теме коммуникации в культуре, и тема эта не исчерпана. Проектная деятельность учреждений культуры в первую очередь направлена на выстраивание взаимодействия со своей целевой аудиторией, поскольку только в этом случае возможен эффективный диалог всех заинтересованных сторон.
В раздел «Культурология» вошли разноплановые материалы, освещающие особенности коммуникации культурной институции со своим посетителем. Сообщение в прямом и переносном смысле анализируется Е. А. Лаврентьевой и М. А. Броновым на примере типографики и ритмодекламации советского авангарда.
На примере Библиотек Екатеринбурга И. А. Черемисиновой и О. Б. Рыбаковой рассматривается модель построения коммуникаций с городским сообществом через социокультурную проектную деятельность. Вопросам позиционирования детской музыкальной школы в городском культурном пространстве посвящена статья И. М. Аликперова и Н. Л. Аржанниковой, анализу маркетинговых стратегий в области культуры – статья О. А. Блиновой и Е. Ю. Сейдяфарова. О позиционировании и продвижении театральной площадки в культурной среде города рассказывает М. В. Кошелева.
В пул публикаций педагогической направленности включены статьи Д. М. Попович и Я. А. Кравчук, где пространство библиотеки рассматривается как коммуникативная площадка; А. Б. Никитиной, демонстрирующей возможности инновационного музейно-библиотечного пространства университета; Р. М. Николаева и Н. А. Тупоноговой, чье исследование посвящено специфике организации и проведения профессиональных конкурсов для молодежи с ментальными особенностями здоровья.
В этом выпуске мы также хотели бы представить не совсем типичный для академического издания текст. Но и журнал «Управление культурой» – не типичный научный журнал, речь в нем идет о сфере культуры и управлении культурой не только с точки зрения теоретического осмысления, но в значительной степени – с точки зрении практики. Нам кажется важным рассказать об учреждениях культуры, предлагающих актуальные формы взаимодействия со зрителем, читателем, пользователем. Рубрикой «От первого лица» мы хотим дать возможность культурным институциям рассказать о себе, о своей деятельности, об управленческих задачах и достижениях в сфере культуры и искусства. Открывает рубрику интервью с директором театра THEATRUM Евгением Гапоновым, в котором театральная площадка выступает как мультиформатная модель, отвечающая за культурную трансформацию городского пространства и выстраивание системы вовлеченного общения со зрителем.
В раздел «Культурология» вошли разноплановые материалы, освещающие особенности коммуникации культурной институции со своим посетителем. Сообщение в прямом и переносном смысле анализируется Е. А. Лаврентьевой и М. А. Броновым на примере типографики и ритмодекламации советского авангарда.
На примере Библиотек Екатеринбурга И. А. Черемисиновой и О. Б. Рыбаковой рассматривается модель построения коммуникаций с городским сообществом через социокультурную проектную деятельность. Вопросам позиционирования детской музыкальной школы в городском культурном пространстве посвящена статья И. М. Аликперова и Н. Л. Аржанниковой, анализу маркетинговых стратегий в области культуры – статья О. А. Блиновой и Е. Ю. Сейдяфарова. О позиционировании и продвижении театральной площадки в культурной среде города рассказывает М. В. Кошелева.
В пул публикаций педагогической направленности включены статьи Д. М. Попович и Я. А. Кравчук, где пространство библиотеки рассматривается как коммуникативная площадка; А. Б. Никитиной, демонстрирующей возможности инновационного музейно-библиотечного пространства университета; Р. М. Николаева и Н. А. Тупоноговой, чье исследование посвящено специфике организации и проведения профессиональных конкурсов для молодежи с ментальными особенностями здоровья.
В этом выпуске мы также хотели бы представить не совсем типичный для академического издания текст. Но и журнал «Управление культурой» – не типичный научный журнал, речь в нем идет о сфере культуры и управлении культурой не только с точки зрения теоретического осмысления, но в значительной степени – с точки зрении практики. Нам кажется важным рассказать об учреждениях культуры, предлагающих актуальные формы взаимодействия со зрителем, читателем, пользователем. Рубрикой «От первого лица» мы хотим дать возможность культурным институциям рассказать о себе, о своей деятельности, об управленческих задачах и достижениях в сфере культуры и искусства. Открывает рубрику интервью с директором театра THEATRUM Евгением Гапоновым, в котором театральная площадка выступает как мультиформатная модель, отвечающая за культурную трансформацию городского пространства и выстраивание системы вовлеченного общения со зрителем.
Культурология
Научная статья
Социокультурный проект как коммуникация с городом и горожанами: из опыта работы Библиотек ЕкатеринбургаПоступила: 29.04.2025Принята: 02.07.2025
Статья посвящена рассмотрению процесса трансформации роли современных муниципальных библиотек в условиях цифровизации общества и изменения социальных запросов граждан. В условиях стремительного развития цифровых технологий, появления новых форм досуга и коммуникации, а также роста потребностей в неформальном образовании и саморазвитии, библиотеки вынуждены переосмысливать свои традиционные функции и искать новые пути взаимодействия с горожанами. На примере Муниципального объединения библиотек города Екатеринбурга рассматривается модель построения коммуникаций с городским сообществом через социокультурную проектную деятельность.
Особое внимание уделяется роли библиотек как социокультурных хабов, взаимодействующих с партнерами из бизнеса, образования, культуры и других сфер. Такое сотрудничество позволяет расширять спектр предлагаемых услуг, привлекать дополнительные ресурсы, организовывать масштабные городские события и проекты, а также внедрять инновационные формы работы с населением.
Анализируются три новых проекта: «Умная продленка», «Университет неформального образования “Активные старшие”» и «Мастерская для школьников “Повелители проектов”». Проекты разработаны с учетом культурных и социальных потребностей горожан, выявленных на основе опроса. Также они направлены на содействие в решении актуальных задач, стоящих перед городом. Так, «Умная продленка» предлагает интеллектуальный досуг для детей 7–12 лет, не охваченных организованным досугом, «Активные старшие» – просветительская программа для пожилых людей, а «Повелители проектов» – креативные мастерские для подростков.
Благодаря реализации разнообразных проектов библиотеки города Екатеринбурга способны не только выполнять традиционные функции, но и выходить за их пределы, становясь площадками для неформального образования, творческого развития, обмена опытом и идей. Таким образом, проектная деятельность позволяет им удовлетворять широкий спектр запросов горожан, что повышает социальную значимость библиотек и способствует укреплению их связи с обществом.
Показать большеОсобое внимание уделяется роли библиотек как социокультурных хабов, взаимодействующих с партнерами из бизнеса, образования, культуры и других сфер. Такое сотрудничество позволяет расширять спектр предлагаемых услуг, привлекать дополнительные ресурсы, организовывать масштабные городские события и проекты, а также внедрять инновационные формы работы с населением.
Анализируются три новых проекта: «Умная продленка», «Университет неформального образования “Активные старшие”» и «Мастерская для школьников “Повелители проектов”». Проекты разработаны с учетом культурных и социальных потребностей горожан, выявленных на основе опроса. Также они направлены на содействие в решении актуальных задач, стоящих перед городом. Так, «Умная продленка» предлагает интеллектуальный досуг для детей 7–12 лет, не охваченных организованным досугом, «Активные старшие» – просветительская программа для пожилых людей, а «Повелители проектов» – креативные мастерские для подростков.
Благодаря реализации разнообразных проектов библиотеки города Екатеринбурга способны не только выполнять традиционные функции, но и выходить за их пределы, становясь площадками для неформального образования, творческого развития, обмена опытом и идей. Таким образом, проектная деятельность позволяет им удовлетворять широкий спектр запросов горожан, что повышает социальную значимость библиотек и способствует укреплению их связи с обществом.
Научная статья
Социально-культурные проекты: нарративные техники маркетинговых коммуникацийПоступила: 03.05.2025Принята: 12.07.2025
Необходимость систематического изменения социокультурной среды порождает в человеке потребность в проектной деятельности. Авторы работы рассматривают социально-культурный проект как социальную практику, направленную на качественное преобразование окружающей действительности и самого человека.
В качестве стратегии управления социокультурным проектом рассматривается стратегия социально ответственного маркетинга, согласно которой маркетинг выполняет не только задачи экономического характера, связанные с продвижением, позиционированием или брендингом организации, но и социального, где основой является привлечение внимания к решению социально значимых проблем и вопросов. Авторами утверждается нарративная природа социально ответственного маркетинга, согласно которой правильным образом изложенная информация о событии, позволяет придать реальности необходимые смыслы, что рождает у реципиента нужные эмоции, способствуя его вовлечению в события проекта.
Нарративная природа социально ответственного маркетинга лучше всего реализуется через технику нарратив-study, а именно, через формулировку маркетингового сообщения в формате истории, персонального рассказа, storytelling. Такой формат позволяет создать свое сообщение для различных сегментов целевой аудитории, имеет вирулентный характер, что позволяет ему быстро распространиться по сети и получить наибольшие охваты, а, следовательно, быть более эффективным.
В рамках статьи эффективность нарратив-study была апробирована посредством реализации проекта «Весна – сезон волонтерства» (руководитель проекта – Е. Ю. Сейдяфаров), целью которого было, с одной стороны, продвижение МОО «Федерация бокса имени Мастера спорта СССР С.В. Романова г. Первоуральск», а с другой – привлечение внимания общественности к таким социальным проблемам, как донорство, помощь бездомным животным и чистота общественных пространств. Для информирования и приглашения к участию были использованы инструменты нарратив-study короткие твиты и «рилсы». Данные инструменты оказались более эффективными, поскольку они записывались для каждой категории жителей отдельно, пользователи Интернет оставляли свои реакции под публикациями, делали репосты, что способствовало значительному охвату. Благодаря избранной маркетинговой стратегии, события, которые редко вызывают отклик у горожан, собрали достаточное количество участников, некоторые из которых вошли в состав волонтеров организаций-партнеров.
В заключении работы сделан вывод об эффективности техники нарратив-study и стратегии социально ответственного маркетинга при условии системной и долгосрочной работы.
Показать большеВ качестве стратегии управления социокультурным проектом рассматривается стратегия социально ответственного маркетинга, согласно которой маркетинг выполняет не только задачи экономического характера, связанные с продвижением, позиционированием или брендингом организации, но и социального, где основой является привлечение внимания к решению социально значимых проблем и вопросов. Авторами утверждается нарративная природа социально ответственного маркетинга, согласно которой правильным образом изложенная информация о событии, позволяет придать реальности необходимые смыслы, что рождает у реципиента нужные эмоции, способствуя его вовлечению в события проекта.
Нарративная природа социально ответственного маркетинга лучше всего реализуется через технику нарратив-study, а именно, через формулировку маркетингового сообщения в формате истории, персонального рассказа, storytelling. Такой формат позволяет создать свое сообщение для различных сегментов целевой аудитории, имеет вирулентный характер, что позволяет ему быстро распространиться по сети и получить наибольшие охваты, а, следовательно, быть более эффективным.
В рамках статьи эффективность нарратив-study была апробирована посредством реализации проекта «Весна – сезон волонтерства» (руководитель проекта – Е. Ю. Сейдяфаров), целью которого было, с одной стороны, продвижение МОО «Федерация бокса имени Мастера спорта СССР С.В. Романова г. Первоуральск», а с другой – привлечение внимания общественности к таким социальным проблемам, как донорство, помощь бездомным животным и чистота общественных пространств. Для информирования и приглашения к участию были использованы инструменты нарратив-study короткие твиты и «рилсы». Данные инструменты оказались более эффективными, поскольку они записывались для каждой категории жителей отдельно, пользователи Интернет оставляли свои реакции под публикациями, делали репосты, что способствовало значительному охвату. Благодаря избранной маркетинговой стратегии, события, которые редко вызывают отклик у горожан, собрали достаточное количество участников, некоторые из которых вошли в состав волонтеров организаций-партнеров.
В заключении работы сделан вывод об эффективности техники нарратив-study и стратегии социально ответственного маркетинга при условии системной и долгосрочной работы.
Научная статья
Креативное позиционирование детской музыкальной школы – фактор формирования культурного пространства малого городаПоступила: 26.05.2025Принята: 14.07.2025
Современные условия диктуют активное развитие креативной экономики, в основе которой лежит творческий потенциал человека, его навыки, умения, таланты, опирающиеся на современный технологический комплекс и базу знаний. Креативная экономика дает возможности инновационной модернизации территории, способствует возрастанию ее конкурентоспособности. Как следствие, город становится привлекательным как для специалистов в разных сферах деятельности, бизнеса, туристов, так и для местного сообщества.
Детская музыкальная школа воспитывает креативного человека с креативным мышлением, который будет полезен для развития города, общества. Жители городов, особенно малых, умеющие найти нестандартный подход к решению сложных задач, востребованы в современное время. Предлагая комплексное образование, включающее развитие когнитивных способностей, поощрение самовыражения, детская музыкальная школа формируют культурную общность. Направляя, корректируя свою деятельность в соответствии с современными тенденциями, данные школы как часть дополнительного образования, могут предложить жителям города не только специализированное образование, но и участие в разнообразных событиях, удовлетворяющих запрос аудитории в проведении качественного досуга.
В то же время учреждениям культуры, в том числе детским музыкальным школам, необходимо не только думать о лояльности текущей аудитории, но и привлекать новую. Для этого важно не только соблюдать государственные образовательные и культурные стандарты, но и предлагать аудитории оригинальные продукты (услуги) и эффективно их продвигать в социокультурном пространстве территории. Такой инструмент называется позиционированием, который результативно используют в маркетинговой деятельности известные театральные и концертные организации. Применение этого инструмента детскими музыкальными школами позволяет решить не только управленческие (маркетинговые) задачи, но вывести на новый уровень образовательный, творческий процессы. В связи с этим авторы обосновывают важность использования этого инструмента в деятельности детских музыкальных школ, раскрывают этапы и принципы позиционирования, рассматривают опыт успешного позиционирования известными культурными институциями и на примере мультипродукта «Оркестровые приключения» в Сухоложской детской музыкальной школе убедительно показывают возможности позиционирования для повышения конкурентоспособности организации.
Показать большеДетская музыкальная школа воспитывает креативного человека с креативным мышлением, который будет полезен для развития города, общества. Жители городов, особенно малых, умеющие найти нестандартный подход к решению сложных задач, востребованы в современное время. Предлагая комплексное образование, включающее развитие когнитивных способностей, поощрение самовыражения, детская музыкальная школа формируют культурную общность. Направляя, корректируя свою деятельность в соответствии с современными тенденциями, данные школы как часть дополнительного образования, могут предложить жителям города не только специализированное образование, но и участие в разнообразных событиях, удовлетворяющих запрос аудитории в проведении качественного досуга.
В то же время учреждениям культуры, в том числе детским музыкальным школам, необходимо не только думать о лояльности текущей аудитории, но и привлекать новую. Для этого важно не только соблюдать государственные образовательные и культурные стандарты, но и предлагать аудитории оригинальные продукты (услуги) и эффективно их продвигать в социокультурном пространстве территории. Такой инструмент называется позиционированием, который результативно используют в маркетинговой деятельности известные театральные и концертные организации. Применение этого инструмента детскими музыкальными школами позволяет решить не только управленческие (маркетинговые) задачи, но вывести на новый уровень образовательный, творческий процессы. В связи с этим авторы обосновывают важность использования этого инструмента в деятельности детских музыкальных школ, раскрывают этапы и принципы позиционирования, рассматривают опыт успешного позиционирования известными культурными институциями и на примере мультипродукта «Оркестровые приключения» в Сухоложской детской музыкальной школе убедительно показывают возможности позиционирования для повышения конкурентоспособности организации.
Научная статья
Типографика и ритмодекламация в советском авангарде: к синтезу изображения и звукаПоступила: 17.05.2025Принята: 06.07.2025
В статье рассматривается типографика советского авангарда 1920-х годов как синтетическая форма искусства, соединяющая визуальные и звуковые компоненты в едином ритмическом высказывании. В условиях индустриализации, урбанизации и революционных преобразований графическая структура текста превращается в аналог звуковой партитуры, вбирая в себя ритмы машин и агитационной речи. Основу исследования составляют теоретические идеи Эль Лисицкого, Казимира Малевича, Николая Кульбина, а также современная трактовка искусства типографики и поэтичексих экспериментов русского авангарда, позволяющие осмыслить этот вид искусства как форму визуальной декламации.
Типографика анализируется через призму ритмодекламации и музыки шумов как выразительных практик, связанных с изменением восприятия звука и его визуализацией. В статье показано, как буквы и слова в композициях Розановой, Зданевича, Степановой, Родченко, Клуциса, Лисицкого становятся не просто носителями смысла, а активными ритмическими элементами, графичексому ритму музыкальной нотации. Через примеры конкретных изданий – от «Сказа про два квадрата» до обложек книг и периодических изданий, сборников музыкальных произведений, демонстрируется возможность типографики задавать темп, интонацию и визуальный эквивалент звучащего текста.
Важное место занимает анализ типографики в театре и кино, где текст выступает как перформативный элемент: в сценографии Поповой и спектаклях Мейерхольда, в монтажных решениях Вертова и Эйзенштейна, а также в кинематографических титрах, синхронизированных с изображением. Типографика выходит за пределы печатной страницы, формируя визуально-звуковое пространство городской среды: витрин, плакатов, транспарантов и агитпоездов.
Исследование выявляет ритмическую организацию как ключевую эстетическую и идеологическую категорию, связывающую художественные формы с социокультурным контекстом. Типографика авангарда предстает как язык коллективного действия и выразительное средство новой эпохи.
Показать большеТипографика анализируется через призму ритмодекламации и музыки шумов как выразительных практик, связанных с изменением восприятия звука и его визуализацией. В статье показано, как буквы и слова в композициях Розановой, Зданевича, Степановой, Родченко, Клуциса, Лисицкого становятся не просто носителями смысла, а активными ритмическими элементами, графичексому ритму музыкальной нотации. Через примеры конкретных изданий – от «Сказа про два квадрата» до обложек книг и периодических изданий, сборников музыкальных произведений, демонстрируется возможность типографики задавать темп, интонацию и визуальный эквивалент звучащего текста.
Важное место занимает анализ типографики в театре и кино, где текст выступает как перформативный элемент: в сценографии Поповой и спектаклях Мейерхольда, в монтажных решениях Вертова и Эйзенштейна, а также в кинематографических титрах, синхронизированных с изображением. Типографика выходит за пределы печатной страницы, формируя визуально-звуковое пространство городской среды: витрин, плакатов, транспарантов и агитпоездов.
Исследование выявляет ритмическую организацию как ключевую эстетическую и идеологическую категорию, связывающую художественные формы с социокультурным контекстом. Типографика авангарда предстает как язык коллективного действия и выразительное средство новой эпохи.
Научная статья
Практика продвижения театра через спектакль малой формыПоступила: 24.05.2025Принята: 08.07.2025
Статья посвящена проблематике продвижения услуг театральной организации, что в конечном счете направлено на увеличение зрительской аудитории, повышение лояльности имеющихся зрителей, укрепление позиций в экспертной среде. Рассматриваются различные инструменты продвижения культурной институции в целом и театральной организации в частности.
Методология исследования базируется на общенаучных методах (анализ, сравнение). Базой исследования стало Частное учреждение культуры «Универсальный гастрольный театр», г. Верхняя Пышма – THEATRUM.
В статье описаны инструменты продвижения, применяемые в работе молодой театральной площадки, ставшей творческим стартапом – опыт работы театральной организации составляет всего два года, и открыта она была в городе, ранее не имевшем ни одного профессионального театра. Дается краткая характеристика территории расположения театра, описываются различные форматы работы театра со зрителем. Особое внимание уделено описанию стратегии развития театра, в соответствии с которой выстраивается кампания по продвижению, в том числе такие ключевые направления как гастрольная деятельность, формирование собственного репертуара, образовательные проекты, кинопроекты.
В качестве инструмента продвижения театра описывается спектакль малой формы, позволяющий эффективно решить задачи, стоящие перед молодой театральной площадкой с минимальными затратами (оптимизировать технические решения и экономические затраты на постановку, проблемы показа на непрофессиональных площадках). Исследуется соотношение экономических затрат и количества гастрольных мероприятий (количества зрителей).
Делаются выводы о результатах реализации разработанной программы продвижения театральной площадки в период с 2023 по 2025 годы.
Показать большеМетодология исследования базируется на общенаучных методах (анализ, сравнение). Базой исследования стало Частное учреждение культуры «Универсальный гастрольный театр», г. Верхняя Пышма – THEATRUM.
В статье описаны инструменты продвижения, применяемые в работе молодой театральной площадки, ставшей творческим стартапом – опыт работы театральной организации составляет всего два года, и открыта она была в городе, ранее не имевшем ни одного профессионального театра. Дается краткая характеристика территории расположения театра, описываются различные форматы работы театра со зрителем. Особое внимание уделено описанию стратегии развития театра, в соответствии с которой выстраивается кампания по продвижению, в том числе такие ключевые направления как гастрольная деятельность, формирование собственного репертуара, образовательные проекты, кинопроекты.
В качестве инструмента продвижения театра описывается спектакль малой формы, позволяющий эффективно решить задачи, стоящие перед молодой театральной площадкой с минимальными затратами (оптимизировать технические решения и экономические затраты на постановку, проблемы показа на непрофессиональных площадках). Исследуется соотношение экономических затрат и количества гастрольных мероприятий (количества зрителей).
Делаются выводы о результатах реализации разработанной программы продвижения театральной площадки в период с 2023 по 2025 годы.
Педагогика
Научная статья
Коммуникативный потенциал библиотеки: опыт проведения «Библиофеста–2025» в рамках культурной миссии школыПоступила: 11.05.2025Принята: 08.07.2025
В современном образовательном пространстве библиотека превратилась из простого хранилища книг в динамичную коммуникационную платформу, способствующую взаимодействию, сотрудничеству и культурному обмену. Эта трансформация особенно очевидна благодаря таким инициативам, как «Библиофест-2025», отвечающим культурным целям школы и служащим центром коммуникации.
«Библиофест» – это свидетельство того, что библиотеки могут способствовать активному участию и развитию диалога между студентами, преподавателями и местным сообществом. Благодаря разнообразным мероприятиям, включая авторские беседы, семинары, интерактивные выставки и перформансы, библиотека служит катализатором культурного и интеллектуального взаимодействия. Эти мероприятия предоставляют участникам возможность поделиться идеями, расширить кругозор и вступить в содержательный диалог.
В таких условиях библиотеки становятся не только местом для индивидуальных размышлений, но и активными форумами для обмена мнениями, способствующими взаимопониманию и сотрудничеству между людьми разных возрастных групп и культурных традиций. Это укрепляет социальную структуру школьных сообществ, в конечном счете способствуя формированию более сплоченного и инклюзивного общества.
В статье представлен опыт проведения модельного библиотечного события «Библиофест-2025» как формы культурной и медиакоммуникации школьной библиотеки с обучающимися в контексте юбилейных исторических дат. Анализируются методы вовлечения детей в диалог с исторической памятью через язык книг, символов и событийных форматов.
Школьная библиотека анализируется как коммуникативная площадка, выполняющая функции культурного медиатора между поколениями и учреждением образования и культуры. В процессе апробации мероприятия были разработаны методики событийной педагогики и оценены их воспитательные и образовательные эффекты.
«Библиофест», приуроченный к 80-летию Победы, был реализован как событийная педагогическая модель, включающая интерактивные станции, медиаресурсы и формы вовлечения учеников. Используемые методы исследования включали педагогическое проектирование, наблюдение, анкетирование и анализ обратной связи. В статье представлены результаты участия школьников и волонтёров, показана роль библиотеки как медиатора между культурной памятью и современным школьником. Подчёркивается значимость школьной библиотеки как центра культурной и социальной активности.
Практическое применение результатов возможно в рамках школьных культурных проектов, музейно-библиотечных акций и интегрированных уроков гражданско-патриотической направленности.
Показать больше«Библиофест» – это свидетельство того, что библиотеки могут способствовать активному участию и развитию диалога между студентами, преподавателями и местным сообществом. Благодаря разнообразным мероприятиям, включая авторские беседы, семинары, интерактивные выставки и перформансы, библиотека служит катализатором культурного и интеллектуального взаимодействия. Эти мероприятия предоставляют участникам возможность поделиться идеями, расширить кругозор и вступить в содержательный диалог.
В таких условиях библиотеки становятся не только местом для индивидуальных размышлений, но и активными форумами для обмена мнениями, способствующими взаимопониманию и сотрудничеству между людьми разных возрастных групп и культурных традиций. Это укрепляет социальную структуру школьных сообществ, в конечном счете способствуя формированию более сплоченного и инклюзивного общества.
В статье представлен опыт проведения модельного библиотечного события «Библиофест-2025» как формы культурной и медиакоммуникации школьной библиотеки с обучающимися в контексте юбилейных исторических дат. Анализируются методы вовлечения детей в диалог с исторической памятью через язык книг, символов и событийных форматов.
Школьная библиотека анализируется как коммуникативная площадка, выполняющая функции культурного медиатора между поколениями и учреждением образования и культуры. В процессе апробации мероприятия были разработаны методики событийной педагогики и оценены их воспитательные и образовательные эффекты.
«Библиофест», приуроченный к 80-летию Победы, был реализован как событийная педагогическая модель, включающая интерактивные станции, медиаресурсы и формы вовлечения учеников. Используемые методы исследования включали педагогическое проектирование, наблюдение, анкетирование и анализ обратной связи. В статье представлены результаты участия школьников и волонтёров, показана роль библиотеки как медиатора между культурной памятью и современным школьником. Подчёркивается значимость школьной библиотеки как центра культурной и социальной активности.
Практическое применение результатов возможно в рамках школьных культурных проектов, музейно-библиотечных акций и интегрированных уроков гражданско-патриотической направленности.
Научная статья
Возможности инновационного музейно-библиотечного пространства педагогического университетаПоступила: 12.05.2025Принята: 04.07.2025
Статья адресована руководителям музеев и библиотек образовательных учреждений, преподавателям колледжей и вузов, школьным учителям и педагогам дополнительного образования, классным руководителям, советникам по воспитательной работе и администрации образовательных учреждений.
В статье рассматривается вопрос о том, как музейное и библиотечное пространство образовательного учреждения может стать эффективным пространством неформального образования и «Третьим местом» не только для учителей и учащихся, но и широкого круга местных сообществ, а также сообществ, сформированных на основании общих интересов в пространстве как малого города, так и мегаполиса. Мы рассматриваем образовательное пространство в теснейшей связи с принципами партиципации (культуры соучастия) и особенностями экскурсионно-педагогической деятельности, основанными на владении режиссурой образовательного событийного пространства. В своём исследовании мы опираемся на российский и международный опыт развития «детских музеев», партиципаторных учреждений культуры, «Третьих мест», а также на практики современной театральной педагогики (drama in education), медиации и модерации.
Особое внимание в статье уделяется исследованию Лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета, проведённого в 2024-2025 учебном году преимущественно качественными методами в процессе развития музейно-библиотечного пространства Лаборатории. Это пространство призвано стать инновационным неформальным образовательным пространством внутри формального образовательного учреждения и послужить моделью для развития подобных пространств для других образовательных учреждений. Предполагается, что такое пространство создаётся внутри аудиторий, где проходят как текущие занятия для студенчества, магистрантов, слушателей курсов и иных участников послевузовского образования, так и иные события: семинары, конференции, клубные встречи и прочие виды образовательных активностей. Инициаторами встреч в данной среде могут быть как сотрудники образовательного учреждения, так и представители неформальных сообществ, являющиеся посетителями образовательного пространства.
Показать большеВ статье рассматривается вопрос о том, как музейное и библиотечное пространство образовательного учреждения может стать эффективным пространством неформального образования и «Третьим местом» не только для учителей и учащихся, но и широкого круга местных сообществ, а также сообществ, сформированных на основании общих интересов в пространстве как малого города, так и мегаполиса. Мы рассматриваем образовательное пространство в теснейшей связи с принципами партиципации (культуры соучастия) и особенностями экскурсионно-педагогической деятельности, основанными на владении режиссурой образовательного событийного пространства. В своём исследовании мы опираемся на российский и международный опыт развития «детских музеев», партиципаторных учреждений культуры, «Третьих мест», а также на практики современной театральной педагогики (drama in education), медиации и модерации.
Особое внимание в статье уделяется исследованию Лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета, проведённого в 2024-2025 учебном году преимущественно качественными методами в процессе развития музейно-библиотечного пространства Лаборатории. Это пространство призвано стать инновационным неформальным образовательным пространством внутри формального образовательного учреждения и послужить моделью для развития подобных пространств для других образовательных учреждений. Предполагается, что такое пространство создаётся внутри аудиторий, где проходят как текущие занятия для студенчества, магистрантов, слушателей курсов и иных участников послевузовского образования, так и иные события: семинары, конференции, клубные встречи и прочие виды образовательных активностей. Инициаторами встреч в данной среде могут быть как сотрудники образовательного учреждения, так и представители неформальных сообществ, являющиеся посетителями образовательного пространства.
Научная статья
Профессиональный конкурс как социально-культурная технология, направленная на социализацию и адаптацию молодежи с ментальными особенностями здоровьяПоступила: 06.05.2025Принята: 09.07.2025
Статья посвящена исследованию роли профессиональных конкурсов как социально-культурных технологий в процессе социализации и адаптации молодежи с ментальными особенностями здоровья. В работе рассматриваются цели и задачи профессиональных конкурсов, их роль в формировании коммуникативных и профессиональных навыков участников, а также механизм воздействия на процесс социальной интеграции. Сделана попытка комплексного осмысления процесса организации профессиональных конкурсов с учетом особенностей здоровья участников.
Оценивается влияние конкурсов на дальнейшую социализацию участников и их профессиональный и карьерный рост. Анализируется мотивация и возможности дистанционных образовательных технологий при организации работы с молодежью с ментальными особенностями здоровья. Описывается также творческая составляющая конкурсов как часть психологической терапии, приводятся различные форматы участия в терапии.
Отдельное внимание уделяется анализу сложностей, которые могут возникать в процессе работы с участниками с ментальными особенностями здоровья, описываются методики, позволяющие избежать ошибок в организации профессионального конкурса для данной категории участников. Анализируются ключевые составляющие, позволяющие создать уникальную среду, способствующую социализации, развитию навыков и повышению самооценки участников конкурсов.
Делается вывод о положительном влиянии профессиональных конкурсов на уровень адаптации и самооценки молодежи с ментальными особенностями здоровья. В заключение представлены перспективы развития данной технологии и возможности ее применения в социальной политике и практике работы с молодежью.
Показать большеОценивается влияние конкурсов на дальнейшую социализацию участников и их профессиональный и карьерный рост. Анализируется мотивация и возможности дистанционных образовательных технологий при организации работы с молодежью с ментальными особенностями здоровья. Описывается также творческая составляющая конкурсов как часть психологической терапии, приводятся различные форматы участия в терапии.
Отдельное внимание уделяется анализу сложностей, которые могут возникать в процессе работы с участниками с ментальными особенностями здоровья, описываются методики, позволяющие избежать ошибок в организации профессионального конкурса для данной категории участников. Анализируются ключевые составляющие, позволяющие создать уникальную среду, способствующую социализации, развитию навыков и повышению самооценки участников конкурсов.
Делается вывод о положительном влиянии профессиональных конкурсов на уровень адаптации и самооценки молодежи с ментальными особенностями здоровья. В заключение представлены перспективы развития данной технологии и возможности ее применения в социальной политике и практике работы с молодежью.
От первого лица
Персоналия
Кейс THEATRUM: театр как модель культурной трансформацииTHEATRUM – частное театральное пространство из Верхней Пышмы, действующее на территории одного из павильонов Музейного комплекса гражданской и военной техники, по праву входящего в список лучших музеев мира с тематическими коллекциями, не имеющими аналогов.
Театр воспринимается как новая модель культурного института: гибкого, креативного, осмысленного. Проект существует три с половиной года, но уже успел стать примером устойчивого развития в сложной среде. Он не просто создаёт события, а превращает каждое из них в сообщение, способное изменить отношение к театру, городу, истории. В его афише спектакли, кинопроекты, образовательные инициативы и технологические решения работают не по отдельности, а как единая система смыслов.
В интервью с директором театра THEATRUM Евгением Гапоновым обсудили, на чем базируется модель развития театральной площадки и как в нее встроена работа со зрителем.
Показать большеТеатр воспринимается как новая модель культурного института: гибкого, креативного, осмысленного. Проект существует три с половиной года, но уже успел стать примером устойчивого развития в сложной среде. Он не просто создаёт события, а превращает каждое из них в сообщение, способное изменить отношение к театру, городу, истории. В его афише спектакли, кинопроекты, образовательные инициативы и технологические решения работают не по отдельности, а как единая система смыслов.
В интервью с директором театра THEATRUM Евгением Гапоновым обсудили, на чем базируется модель развития театральной площадки и как в нее встроена работа со зрителем.